Администрация Нюксенского муниципального округа
Вологодской области

Риск ориентированный подход

Риск – ориентированный подход. 

При осуществлении регионального экологического контроля применяется система оценки и управления рисками.

Критериями отнесения объектов контроля к категории риска с учетом тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – критерии риска), являются:

а) отнесение объектов контроля к категориям объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2398 (далее – Критерии);

б) место нахождения объектов контроля;

в) наличие выявленных нарушений обязательных требований, за которые к контролируемому лицу и (или) его должностному лицу применены меры ответственности.

Контрольные (надзорные) органы при осуществлении регионального экологического контроля относят объекты контроля к одной из следующих категорий риска:

а) высокий риск;

б) значительный риск;

в) средний риск;

г) умеренный риск;

д) низкий риск.

Объекты контроля относятся к следующим категориям риска:

а) к категории среднего риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории в соответствии с Критериями;

б) к категории умеренного риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории в соответствии с Критериями, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию и (или) обработке отходов производства и потребления V класса опасности, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория;

в) к категории низкого риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории в соответствии с Критериями.

Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 2.3 Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области «Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)» от 08.11.2021 № 1269 (далее – Положение) к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего риска в случае, если объект контроля размещается:

а) в границах особо охраняемой природной территории регионального (местного) значения;

б) в водоохранных зонах водных объектов или их частей.

Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 2.3 и 2.4 Положения к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям высокого, значительного, среднего риска при наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска:

а) постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.68.28.48.128.138.148.218.428.448.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенного при осуществлении деятельности с использованием объекта контроля, вынесенного должностными лицами Департамента или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами контрольных (надзорных) органов;

б) обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объекта контроля, виновными в совершении преступления, предусмотренного статьями 246247250 и 251 Уголовного кодекса Российской Федерации;

в) постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю при осуществлении деятельности с использованием объекта контроля за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.5 закона области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области», вынесенного должностными лицами Департамента, и которое повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде или причинение такого вреда.

Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 2.5 Положения к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного риска после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами проверки.

Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 2.3 и 2.4 Положения к категориям значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего, умеренного риска при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 2.5 Положения, и одновременном соблюдении установленных законодательством в области охраны окружающей среды требований о своевременном внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном размере, представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления.

При определении критериев риска проводится оценка добросовестности контролируемых лиц с учетом сведений о реализации контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Поступление в контрольный (надзорный) орган от контролируемого лица информации о проведении независимой оценки соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды является основанием для понижения категории риска на одну ступень.

Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется в соответствии с положениями статьи 24 Федерального закона № 248-ФЗ:

первоначально - на основании правового акта контрольного (надзорного) органа, принимаемого в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу Положения;

ежегодно - на основании правового акта контрольного (надзорного) органа, принимаемого до 1 августа текущего года.

В случае если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.

Контролируемое лицо вправе подать в контрольный (надзорный) орган заявление об изменении категории риска, присвоенной объектам контроля, в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.

Решение об изменении категории риска объекта контроля принимается в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска.

В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения одного из плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.5 Положения, составляет:

а) для категории высокого риска - 1 раз в 2 года;

б) для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;

в) для категории среднего риска –1 раз в 4 года;

г) для категории умеренного риска - 1 раз в 5 лет.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНДИКАТОРОВ РИСКА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КОНТРОЛЯ К КАТЕГОРИЯМ РИСКА

Индикаторами риска нарушения обязательных требований, используемыми при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора), в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), являются поступившие в органы, осуществляющие региональный государственный экологический контроль (надзор) на территории Вологодской области:

а) сведения от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации и других информационных ресурсов о превышении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических показателей, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект), на территориях, прилегающих к объектам (за границей санитарно-защитной зоны объекта - для атмосферного воздуха);

б) информация об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники выбросов и передвижные источники выбросов);

в) получение от собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов информации об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах, которые могут угрожать или угрожают жизни и здоровью людей либо нанесли вред здоровью людей и (или) окружающей среде;

г) получение информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, указывающей на то, что юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее представлена недостоверная информация в органы, осуществляющие региональный государственный экологический контроль (надзор):

в ходе представления отчетности и иной информации, представление которой является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами;

при представлении документов для получения государственных услуг;

при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ КОНТРОЛЯ, УЧИТЫВАЕМЫХ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЕЖЕГОДНОГО ПЛАНА КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ, С УКАЗАНИЕМ КАТЕГОРИИ РИСКА

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie