Администрация Нюксенского муниципального округа
Вологодской области

«Рекомендации потребителям туристических услуг»

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере туризма, являются положения Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.96 № 132-ФЗ (далее-Закон РФ № 132-ФЗ), «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.20 № 1852 (далее – Правила № 1852), Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 № 2300-1 (далее-Закон РФ № 2300-1) и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ).
«Рекомендации потребителям туристических услуг».

Основные права потребителя туристских услуг определены ст.6  Закона РФ № 132-ФЗ. При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:
- необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;

- свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;

- обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

- обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма;

- возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;

беспрепятственный доступ к средствам связи;

- получение копии свидетельства о внесении сведений о туроператоре в реестр туроператоров;

- информацию о возможности добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта;

 - получение сведений, содержащихся в единой информационной системе электронных путевок, в порядке и срок, которые установлены правилами функционирования единой электронной системы электронных путевок, установленными Правительством Российской Федерации, в том числе в целях защиты своих прав.

Необходимо отметить, что у туристов, помимо охраняемых законодательством прав, существуют и обязанности. Согласно статье 7 Закона РФ № 132-ФЗ во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:

- соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

- сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;

- соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;

 - соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

Исполнитель туристических услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и п.25 Правила № 1852 несет ответственность:

- за ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие не представления ему полной и достоверной информации;

- за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта;

- за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта;

- за включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

 - за причинение вреда жизни и здоровью потребителя, а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта.

 Исполнитель услуг несет полную ответственность за надлежащее исполнение обязательств. Например, при задержке вылета туроператор обязан предоставить туристу размещение на время ожидания рейса, связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий и т.п.

Закон РФ «О защите прав потребителей» в отношениях между туристом и туристской фирмой, предусматривает право потребителя, которому была оказана услуга с недостатками, потребовать по своему выбору:

• безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

• возмещения расходов по устранению недостатков услуги третьими лицами;

• повторного безвозмездного оказания услуги;

• соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

• отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта (при наличии существенных недостатков услуги или иных существенных отступлений от условий договора либо при нарушении туристской фирмой сроков удовлетворения требования о безвозмездном устранении недостатков);

• полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

Если турист имеет претензии к качеству оказанной услуги, в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора он должен предъявить претензию исполнителю услуг.

Согласно п. 24 Правил № 1852 претензии в связи с нарушением условий договора о реализации туристского продукта предъявляются потребителем исполнителю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

 Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору (в письменной форме) в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий.

Доказательством направления претензии туроператору могут являться экземпляр претензии с отметкой о получении либо почтовое уведомление о вручен

Если исполнитель услуг в добровольном порядке не согласится вернуть деньги, придется обращаться в суд. При обращении в суд необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ в суде каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своих требований. Исковое заявление может быть предъявлено по выбору истца в суд по месту: нахождения организации (филиала), жительства индивидуального предпринимателя, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора.    

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie